Как продвигать мобильное приложение с 0 ASO
Сегодня пойдёт речь об продвижении мобильных приложений с нуля.
Какие ошибки нельзя допускать при первом запуске?
Буст приложения на релизе
Как поднять проект и вести его дальше
Сегодня пойдёт речь об продвижении мобильных приложений с нуля.
Какие ошибки нельзя допускать при первом запуске?
Буст приложения на релизе
Как поднять проект и вести его дальше
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня материал по продвижению мобильных приложений.
Сегодня наша тема касается продвижения мобильных приложений.
Речь пойдёт о Google Play и App Store
Начнём с самого простого — что такое ASO. Это такое введение. Далее будем говорить о более сложных вещах: о том, как выбрать нишу, а точнее, об анализе ниши, кому стоит заниматься ASO, как подготовить текстовый контент, будут пару лайфхаков. И, конечно, поговорим о том, как развивать проект с нуля.
Что же такое ASO? ASO — это в целом процесс увеличения видимости мобильного приложения с последующим увеличением органического трафика. Многие, наверное, об этом знают, поэтому это тезисно, и переходим к анализу ниши. Это очень частый вопрос, которым задаются многие ребята, которые хотят сделать своё мобильное приложение или игру. Это достаточно сложный вопрос: в какую нишу заходить, а в какую не стоит. Здесь у нас указаны несколько инструментов, которые помогут в этом. Есть ещё самый последний инструмент — это AS Mobile. Он поможет понять, есть ли трафик в нише и по каким ключам.
Теперь перейдём к примеру. На экране у нас скриншот из Sensor Tower. Здесь у нас детская раскраска — это мобильное приложение в Google Play. Что же мы здесь видим? Первое, что нас интересует, — это топ стран, то есть в каких странах наши конкуренты получают основной трафик. Здесь у нас Индия, Бразилия и Индонезия. Страны могут отличаться в зависимости от ниши, поэтому я рекомендую всегда брать 5-10 конкурентов, чтобы детально посмотреть. Также здесь мы видим пункт “Revenue” — это выручка конкурента, которого мы рассматриваем. Мы видим выручку менее 5 000 долларов. Это не значит, что приложение зарабатывает именно столько. Почему? Потому что Sensor Tower показывает только внутренние покупки, то есть продажу полной версии и так далее. Он не показывает рекламу. Как правило, самая популярная монетизация — это реклама. Здесь этот пункт не учтён. Если мы видим такие цифры и видим количество скачиваний мобильного приложения — 3 миллиона, то можем сказать, что приложение зарабатывает на рекламе, и сумма менее 5 000 долларов, конечно, ни о чём не говорит.
Говорит также, мы можем увидеть категорию, точнее место в категории, которое занимает приложение. В общем, это очень ценная информация при ресерче и выборе ниши. Здесь у нас есть инструменты Sensor Tower, Mobile Action, App Magic и так далее. Я всегда рекомендую брать множество конкурентов, чтобы потом сделать большую таблицу. У нас будет много данных, и мы сможем понять, стоит ли заходить в эту нишу или нет.
Могу сразу сказать, что все ниши конкурентные, и шанс зайти в какую-то только начинающую развиваться нишу очень мал. Но не стоит бояться. Заходим в любую нишу и делаем хороший продукт, потому что если продукт жизнеспособен, он может жить на органике, и его можно продвинуть. Вот, наверное, и всё. Ссылочки будут в презентации, и можно будет перейти и ознакомиться с инструментами более детально.
Теперь пойдём дальше. Кому стоит заниматься ASO? Здесь есть такая пословица — всем. Да, это действительно правда, но кому-то нужно заниматься ASO более вовлечённо, с парой итераций. Поэтому давайте перейдём к первой колонке и посмотрим, когда стоит заниматься ASO. Часто ко мне приходит проект, то есть приходит заявка, и я вижу, что это узконаправленная ниша. Важно изучить продукт, чтобы понять, можно ли его продвинуть органически или нет.
Что такое узконаправленная ниша? Здесь я привёл пример приложения для сигнализации авто. Как это работает: сначала человек покупает сигнализацию, а затем ищет приложение, чтобы сделать конфигурации к этой сигнализации. В данном случае у нас получается обратный процесс: мы не можем сначала продвинуть приложение, а потом побудить пользователя купить сигнализацию — это не работает.
Также есть ниши, которые непопулярны в мобильных маркетах. Пример: пару лет назад стали популярны сервисы для хранения вещей. В вебе, насколько я помню, в Яндексе есть спрос на такие ключевые слова, и сайтами можно заниматься и продвигать эту нишу. Но в Google Play или App Store нет популярности у таких ключевых слов. Ключи вроде “камера хранения” или “хранить вещи” имеют очень низкую частотность, и мы не можем полагаться на них, чтобы продвигать приложение в поиске внутри стор. Это не будет основным источником трафика. Поэтому такие ниши тоже не подходят для ASO.
Третий пункт также встречается часто. Приходят уникальные продукты, и почему они не подходят для продвижения через ASO? Здесь есть нюанс: пользователи не знают о продукте, он уникален, и им даже не приходит в голову искать его в сторе. Такие вещи лучше продвигать через рекламу извне — через блогеров или закупку рекламы. Например, однажды ко мне пришёл продукт: ребята сделали социальную сеть, где можно делиться своими снами. Да, это может быть интересным для среднего круга людей, но такой продукт тоже не будут искать внутри стора. То есть такие продукты нам тоже не подходят.
Как понять, что стоит рассматривать для ASO? Здесь в первую очередь мы подбираем в голове какие-то слова, по которым мобильное приложение могут найти, и, соответственно, смотрим: есть ли конкуренты, насколько крупные конкуренты, какое у них семантическое ядро, по какому количеству ключей они продвигаются, что у них стоит в топе по их семантическому ядру.
Может быть много гео-запросов, но мы можем просто взять, например, штаты и посмотреть, что там происходит. Если там только брендовая история, тогда мы понимаем, что такая ниша тоже не подходит для продвижения через ASO. Здесь важно искать конкурентов и собирать ключевые слова, плавно переходя к анализу конкуренции.
Далее у нас идёт расчёт потенциала органического трафика. Здесь всё очень просто: мы можем взять семантическое ядро по самым релевантным ключам, которые показывают нам дневные показы (Daily Impressions) — это количество запросов в сутки по ключевому слову. Мы можем собрать релевантные ключевые слова и рассчитать количество трафика, на которое можем надеяться.
Стоит помнить, что нельзя полностью доверять сервисам. Например, для Google Play открытых данных нет, если брать тот же инструмент, который даёт чёткие данные по трафику за месяц. Эти данные размыты, и им стоит доверять с осторожностью. В App Store немного другая история: у нас есть прямые данные из Apple Search Ads (рекламного инструмента от Apple), где есть градация популярности ключевых слов от 5 до 100. Это помогает понять, какой ключ популярнее другого. Например, у одного ключа популярность — 15, у другого — 10, и понятно, что первый ключ более популярный.
Мы собрали семантическое ядро, выбрали самые релевантные ключи и посчитали потенциальный трафик. Вопрос — сколько трафика мы будем получать, если окажемся на первом месте? Исследования показывают, что первое место получает около 70% трафика, хотя это может зависеть от того, висит ли реклама сверху. Если реклама есть, то трафика будет меньше. В целом, на 60-70% можно рассчитывать. Начиная со второго места и дальше до пятого, трафик постепенно уменьшается. Как правило, если это мобильное приложение, то пользователи редко листают дальше седьмого-восьмого места. Но если это игры, то пользователь может установить сразу несколько, и в этом случае даже с пятого места можно получить органический трафик.
Перейдём к следующему пункту — какие проекты могут быть более успешными в ASO. Здесь важно отметить, что все успешные проекты имеют качественный продукт, большое семантическое ядро, а на нём — трафик. То есть тут мы можем полагаться на то, что продукт может жить только за счёт органики. Но я всегда рекомендую подключать множество источников трафика, проверять все источники трафика и использовать их для продвижения продукта.
Следующий пункт — это хорошие внутренние метрики. Внутренних метрик на самом деле очень много, но в пример я привёл ретеншн. Что такое ретеншн? Это возврат пользователя в приложение или игру — на второй, третий, пятнадцатый или тридцатый день. Этот процент очень важен. Если метрики хорошие, то Google своими алгоритмами замечает, что приложение качественное, пользователь охотно возвращается к нему, и, соответственно, идёт рост по семантическому ядру.
Как сделать проект успешнее? Это непрерывные итерации и тестирование графического контента. Постоянные A/B-тесты, постоянные итерации — мы должны постоянно тестировать комплекты текстовых метаданных. Сначала делаем одну итерацию, смотрим, какие ключи подросли, какие проиндексировались. К примеру, если у нас в тайтле слишком много лишних ключей, мы пытаемся их заменить на более подходящие и релевантные.
Очень важно замерять эффективность до и после итерации: например, неделю до и неделю после. Ещё один важный момент — это графическое ASO. Многие оптимизаторы (особенно новички и даже специалисты среднего уровня) не уделяют этому достаточно внимания. Но на самом деле 60% успеха — это хорошее текстовое ASO, а 40% успеха — графическое ASO, потому что это конверсия просмотра в установку.
Подготовка текстового контента. Здесь поговорим про индексацию полей. Я не буду долго заострять на этом внимание, но если смотреть на наши условные “кружочки”, то самый большой рычаг давления на алгоритмы поисковых систем Google Play и App Store — это название. Далее идём по убывающей: краткое описание, полное описание, специальные страницы, теги, package name, имя разработчика, отзывы, текст на скриншотах, почта разработчика.
Примерно такая же картина и в App Store. Самый большой рычаг давления — это title, название приложения. Далее идёт подзаголовок и поле ключевых слов. Здесь хочу сделать небольшую ремарку: многие думают, что самое важное — это название, менее важное — подзаголовок, и наименее важное — поле ключевых слов. На самом деле это не так: подзаголовок и поле ключевых слов имеют одинаковый вес. Поэтому плохие связки лучше скрывать в ключевые слова, а подзаголовок использовать для более конверсионных элементов, если это возможно.
Далее у нас идут имя разработчика, название промо-покупок, название и описание внутренних событий. Стоит отметить, что полное описание в App Store не индексируется, в отличие от Google Play, где оно учитывается.
Полное описание в Google Play можно использовать для веб-поиска, то есть для Google и Яндекса. Это не внутренний поисковой трафик из стора, но если собрать семантику из веба, можно создать качественное полное описание для стора и получать установки вне его. Например, приложение может появляться по определённым ключевым словам в Google и Яндексе, что также принесёт установки. Хотя основной фокус должен быть на поиске внутри стора, возможность использования веб-поиска тоже стоит задействовать, если это возможно.
Отзывов у нас, к сожалению, не индексируется.
Типичные ошибки при подготовке текстового контента. Начнём с Google Play, хотя информация во многом применима и для App Store.
Самая большая ошибка новичков — это подбор низкочастотных ключевых слов. Некоторые считают, что, используя низкочастотные ключи, они смогут получить хотя бы какой-то трафик благодаря низкой конкурентности. Однако это плохая практика, поскольку трафик может оказаться крайне незначительным. Вешать на продукт низкочастотные ключевые слова — это неправильный подход.
Есть пример из кейса крупной компании, работающей в нише дейтинга. Это сложная и конкурентная ниша с большим объёмом трафика. В своём блоге они поделились опытом использования низкочастотных ключей: спустя 2-3 месяца они получили всего 100 установок из органики. Это крайне мало, и тратить столько времени на такую итерацию и индексацию этих ключей нецелесообразно. Такой подход считается плохой практикой, и я никому не рекомендую работать в этом ключе.
Следующий пункт — это подбор нерелевантных ключевых слов. Здесь всё понятно: если метаданные настроены на нерелевантные ключевые слова, это может навредить приложению. Чтобы убедиться в релевантности, нужно провалиться по ключу и посмотреть выдачу. Важно, чтобы в топ-5 выдачи были ваши конкуренты. Это гарантирует, что по этим ключевым словам ищут именно то, что нужно, и они действительно релевантны вашей нише.
Можно сказать, что нерелевантные ключевые слова можно убрать. Есть такие моменты, и каждый ключ лучше проверять на релевантность, чтобы у нас было релевантное семантическое ядро.
Следующий пункт — использование одного сервиса для сбора семантики. Здесь я тоже немного отойду от темы и расскажу свой опыт. Наверное, это было 2 или 3 года назад, может быть, даже чуть больше. Точно не скажу. Я только учился, собирал информацию и пробовал продвигать свой продукт. Соответственно, я взял один сервис и собрал там семантическое ядро. Страны были не очень популярные, это были арабские страны. И вот с сервисами иногда возникает проблема по популярности ключевых слов в таких регионах.
Соответственно, я собрал полностью семантику, не помню, сколько стран было, и всё это опубликовал. Прошла переиндексация, всё отлично, ключи в индексе, но трафика нет. Я обратился в техническую поддержку. У меня была мысль, что в этих регионах вообще ничего нет, и, возможно, трафик на ключах завышен. Хотя сервис показывал, что ключевые слова имеют много трафика, но на практике либо трафика не было вовсе, либо данные были завышены в 10 раз.
Тогда я “набил себе шишки”, и вот делюсь с вами, чтобы никто не повторял такой ошибки. Пользуйтесь как минимум двумя сервисами для сбора семантики, чтобы вы могли сравнить данные по ключевым словам. Если что-то приблизительно совпадает, то значит всё в порядке.
Следующий пункт — использование не прямых вхождений ключевых слов. Здесь всё просто: Google любит прямые вхождения. Да, индексируются запросы и без прямых вхождений, но я всегда рекомендую использовать прямые вхождения, потому что это гарантирует, что при переиндексации они попадут в индекс. Это очень важный момент, который касается всех полей: краткое описание, полное описание и так далее.
Последний пункт здесь — переспам в полном описании. Это очень важный момент. Если пару лет назад переспам работал, и этим можно было грешить, то сейчас ситуация изменилась. Примерно 2 года назад ко мне стали приходить проекты, которые потеряли свои позиции и выпали из индексации. Сейчас переспам строго наказывается Google. Это не какое-то предупреждение или письмо о нарушении за переспам ключевых слов, а просто плохая индексация и слабые позиции в результатах поиска. Мы не можем дальше двигаться вперёд с таким качеством.
Теперь перейдём к App Store. Здесь у нас всё те же пункты: низкочастотные ключи и другие моменты, но я сразу перейду к тем, которые отличаются от Google Play. Первое — это дублирование ключей в полях. Этого делать не стоит. Многие знают, что все ключевые слова могут сочетаться друг с другом в рамках одной локали. То есть, если одно ключевое слово находится в названии, а второе — в подзаголовке, то эти слова формируют новую комбинацию. Все слова в метаданных могут комбинироваться. Это то, что отличает App Store от Google Play, где нужны прямые вхождения.
Я вижу метаданные, то есть приходит проект, я захожу и вижу, что, к примеру, у нас ключевое слово — “валютный калькулятор”. То есть так и написано: “валютный” пробел “калькулятор”, запятая и дальше ещё какое-то ключевое слово. Так заполнять не стоит. Почему? Потому что это не только неправильно проиндексируется, но и потому, что у нас всего 100 символов. Поэтому нужно экономить, и всё это сокращается. То есть пишем: “валютный, калькулятор” — всё это без пробелов. Таким образом мы экономим место и можем использовать ещё несколько ключевых слов, чтобы расширить семантическое ядро.
Подготовка текстов для локализации.
Часто бывает так, что есть продукт, и либо заказчик, либо сам основатель думает, какие страны выбрать для продвижения. Здесь обычно отталкиваются от того, на сколько языков переведено приложение или игра, и начинают с этих языков. Это хороший подход, потому что, например, если взять Корею и начать продвигать мобильное приложение там, мы можем получить плохие отзывы. Обычно пользователи ссылаются на отсутствие перевода. Поэтому важно тестировать.
Если мы выходим на рынок Кореи, но внутри нет локализации на корейский язык, начинают появляться плохие отзывы. Лучше отказаться от этой идеи или задуматься о локализации на нужный язык. Либо взять другие страны, в которых говорят на языке, на который у нас есть локализация. Например, если у нас есть локализация на английский, то можно выбрать США, Великобританию, Канаду, Австралию и Нигерию — все они говорят на английском. Так мы можем захватить этот рынок.
Обычно я выбираю страны из “Большой семёрки” или Tier-1, но здесь всё зависит от ниши. В некоторых случаях лучше использовать ключевые слова и локализацию из Большой семёрки, а в других нишах можно ориентироваться на локальные приложения. Например, если приложение для изучения азиатских языков, то бывает, что пользователи учат японский из Кореи. Здесь основным рынком будет Корея, и конкурентов там может быть меньше.
Мы можем открыть тот же самый инструмент, как Sensor Tower или App Magic, и посмотреть, где и как продвигаются конкуренты. Мы анализируем их топ, популярность ключевых слов и понимаем, что у нас хорошее семантическое ядро, высокая популярность — и можем заходить в эту нишу. Это очень правильный подход.
Подготовка текстов для кросс-локализации. Здесь я скажу коротко, как этим пользоваться для расширения семантического ядра. Например, у нас есть Штаты и большое семантическое ядро — 500 или 1 000 ключей, или больше. Но у нас всего 30 символов на title, 30 символов на subtitle и поле keywords — 100 символов. Убираем запятые, и получаем ещё меньше. Пусть будет 160 символов. Таким образом, вмещается немного ключей, пусть 30. И здесь есть одна особенность — можно воспользоваться локализацией, которая действует на США.
В Штатах достаточно большой список — это Испания, Мексика, который недавно расширился. Да, наверное, год назад было на самом деле всего три-четыре страны, когда-то был только испанский Мексики, и, соответственно, все эти поля можем задействовать для увеличения семантического ядра на Штаты. То есть, если мы берём, к примеру, Штаты, то самое сильное поле, туда вставляем самый важный ключ. Соответственно, если мы в испанскую Мексику тоже вставляем важный ключ, то по весу они будут одинаковые.
Здесь такой хак: мы можем подготовить множество кросс-локализаций, чтобы охватить все ключи. Но здесь есть один нюанс, о котором я, пожалуй, расскажу, потому что это очень важный момент при работе с кросс-локализацией. Если, например, у нас в Штатах есть ключевое слово в определённом поле, и в испанской Мексике это ключевое слово тоже есть, то мы не знаем, откуда Apple возьмёт этот ключ. Он может взять его из английского поля для Штатов, а может из испанского поля для Мексики. Соответственно, позиции тоже могут быть разными.
Поэтому нужно компоновать метаданные так, чтобы это исключить. Ссылка на источник по локализации доступна, можно потом посмотреть. Всего 39 локалей, и, наверное, мы перейдём далее.
Теперь у нас Google Play и работа с полным описанием. Какой должен быть подход, чтобы сделать хорошее полное описание? Я всегда рекомендую делать полное описание, переводя его через различные инструменты. Можно использовать Google Переводчик, если у проекта совсем небольшой бюджет. Это не лучший подход, но иногда приходится к нему прибегать.
Далее — вхождение ключей. Здесь подходы могут различаться. Например, есть известный показатель Density (плотность ключевых слов). Некоторые сервисы, как, например, MOB, показывают, что 5% плотности — это уже много. На самом деле, это не так, и можно использовать различные инструменты для проверки текста. Я придерживаюсь правила трёх повторений ключевого слова. Конечно, три повторения могут быть разными: три повторения на 1 000 символов и три повторения на 3 000 символов. В целом, трёх повторений на 2 500–3 000 символов достаточно для основных ключевых слов.
Кроме того, можно собирать длинные фразы (long tails) из разных ключей, и таким образом получить хороший результат. Очень важный момент — некоторые недооценивают его, другие считают, что это не работает, но это действительно эффективно. Объясню на примере: подготовка текста через Google Natural Language. Это касается не только заточки полного описания под ключевые слова. На главной странице Google Natural Language есть ссылка, и, возможно, многие путаются, где регистрация и так далее.
Здесь нужно пролистать несколько экранов, и форма будет в середине. В эту форму можно вставить текст и посмотреть, к какой категории Google относит текст. Также здесь есть показатель confidence. Что это такое? Это отношение текста к категории, то есть как Google видит этот текст и к какой категории его относит. Раньше можно было получить только значение confidence 0.9, сейчас уже есть единица.
Здесь есть небольшой лайфхак. Я обычно добавляю текст в несколько категорий, и это очень помогает показываться в похожих. Объясню, почему это удобно: когда начинаем двигать новый проект, пока ключи подрастут, пройдёт какое-то время. А трафик из похожего, если всё хорошо сделать, начнёт идти практически сразу. Это хороший способ получить дополнительные установки, поэтому рекомендую затачивать текст.
Теперь о подготовке текстового ASO. Здесь поговорим о важном моменте для успешного старта приложения, особенно при первом релизе — так называемый “буст от стора”. В нашем сообществе это называют бустом, и в целом это похоже на первичный трафик, который даёт магазин приложений. Здесь важно воспользоваться этим, потому что первичный трафик на приложение может сыграть важную роль.
У нас есть пример с ключевым словом. Мы видим его в поиске и видим бренд. После двоеточия у нас указан Slim Word — это бренд. Очень важно, чтобы в заголовке приложения было самое значимое ключевое слово, релевантное нашему мобильному приложению, а также название бренда. Если просто написать какое-то ключевое слово в заголовок, мы не получим подсказку, потому что здесь есть оговорка: бренд должен быть уникальным. Необходимо проверить, что по этому бренду нет конкурентов, и тогда всё будет хорошо.
Важно, чтобы это было точно так же. На примере раскраски видно, что жирное ключевое слово стоит первым, а затем идёт бренд. Иногда наоборот не работает, поэтому я рекомендую использовать первый вариант, который выделен. Средняя длительность этого буста — 5 дней.
Часто задают вопрос: сколько трафика можно получить от этого буста? Здесь всё зависит от категории и популярности ниши. Иногда можно получить огромные цифры, а иногда — всего 100 или даже 30 установок. Всё зависит от категории и выбранного ключевого слова.
Есть случаи, когда подсказка держится месяц, и таких кейсов у меня немного. Я, честно говоря, не знаю, почему так происходит. Скорее всего, это связано с высокой конверсией приложений, у которых пользователи сразу устанавливают приложение при появлении подсказки.
Подготовка графического ASO. Здесь самый влиятельный элемент на странице — это иконка. Она оказывает большое влияние на конверсию.
У нас тут есть немного информации о том, как мы увеличили конверсию. Да, вот у нас пример — VPN для Японии, где иконка сделана в виде котика, который очень нравится местным пользователям. Мы также немного играли с цветовой гаммой. Здесь, наверное, не будем долго останавливаться, потому что есть исследования, в которых можно более детально ознакомиться с этим.
Небольшой лайфхак. Многие об этом знают, а кто-то — нет, но всё равно стоит обсудить, потому что это экономит много времени. Когда мы готовимся либо к релизу, либо у нас есть проект с низкой конверсией, и мы хотим её увеличить, начинаем работать со скриншотами и проводить A/B-тесты.
Так же есть один из инструментов, очень хороший, но дорогой. Сравнивая его с другими, всё же здесь есть очень полезные функции, которые могут сэкономить много времени. Приведу пример: когда к нам приходит проект, и мы хотим увеличить конверсию, мы собираем конкурентов и смотрим, какую графику они тестировали в течение года.
Этот инструмент показывает, что иконки, скриншоты или цветовые гаммы тестировались конкурентами, какой период длился тест и какой итоговый вариант они применили. Например, они тестировали динозавра, но не стали его использовать, потому что в A/B-тестах текущий вариант с львёнком показал лучшие результаты. Таким образом, мы понимаем, что можем использовать львёнка.
Также инструмент показывает, какие цветовые гаммы использовались. Например, иконка была зелёной, но после теста её изменили на красную, так как красная цветовая гамма лучше привлекала пользователей. Если мы соберём данные по 5-10 конкурентам, что они делали за год, какие варианты применяли, а какие — нет, это позволит нам сформировать гипотезу и проверить её.
Важно не брать идеи из воздуха, а использовать достоверные данные. Мы видим, что тестировали, видим, что применяли, и можем на этом основываться. Справа также есть несколько пунктов — это цветовые гаммы, восприятие пользователями, и мы говорили до этого о полном описании с точки зрения Google Natural Language. Цветовая гамма тоже играет важную роль в отображении в похожих приложениях.
Если в вашей нише есть определённая цветовая гамма по скриншотам, а вы выбрали что-то радикально другое, скорее всего, вы не будете показываться в похожих у других приложений, и трафик с похожих у вас будет либо очень низкий, либо отсутствовать вовсе.
Здесь хочу рассказать недавний кейс, чтобы подкрепить эту гипотезу. Это не просто гипотеза, а проверенная практика. Пришёл проект, довольно крупный, и почему-то 50% трафика из органики выпало. Самая большая ошибка заключалась в том, что команда сразу начала делать итерации текстового ASO без анализа визуальной составляющей
Потом через несколько дней второе обновление не сработало. Да, продукт теряет деньги, фаундер беспокоится о продукте, и начинается перебор текстовых метаданных. В Google Play лучше так часто не обновлять метаданные, потому что мы не поймём эффекта за 5 дней. Это очень плохая практика.
Я взял проект, начал вести расследование, перепроверил, когда началось падение, проверил все ключи — все ключи на месте. Но после того, как начали менять текстовые метаданные, уже началась своего рода “тряска”. Я нашёл такой момент: они меняли цветовую гамму в странах, где у них был основной трафик. Что мы сделали? Мы вернули те скриншоты, которые у них были, и через 2 недели трафик из похожих вернулся и начал расти. Также мы начали получать фичеринг по некоторым странам, где нас перестали фичерить.
Эта история показывает, как важно подобрать цветовую гамму и понять, что используют конкуренты. ASO Tools показывает цветовую гамму и основные цвета иконки, что помогает сделать скриншот и написать техническое задание дизайнеру. Тут, наверное, всё.
Сколько же ждать индексации? Это частый вопрос, который задают заказчики или новички, которые только входят в профессию. Начнём с App Store. В App Store всё происходит достаточно быстро. Здесь написано 3-7 дней, но индексация иногда проходит за сутки. Сервисы говорят о 24 часах, но на самом деле, если проверить вручную, индексация может занять и 4 часа.
Почему указано 3-7 дней? Потому что иногда, когда приложение выходит в первый релиз, ключевые слова проиндексированы, но позиции “мотает”. Пока они оседают и стабилизируются, проходит примерно это количество времени. В итоге видим, что ключи устаканились.
Теперь перейдём к Google Play. Сейчас, на данный момент, в последние месяцы всё обстоит не очень хорошо с индексацией. Здесь приложения, как и сайты, могут находиться в “песочнице” какое-то время, аналогично с сайтами, где период может достигать полугода. С приложениями ситуация похожа. Иногда индексация происходит через неделю, но чаще всего — это 3 недели и до 3 месяцев.
Почему указано “до 3 месяцев”? Возможно, есть случаи и дольше, но у меня был единственный кейс, когда приложение не было проиндексировано 3 месяца. Что же делать, чтобы не ждать так долго? Здесь рекомендуется закупать рекламу — мы должны дать Google понять, что проект живой, что он получает метрики, отзывы, данные по ретеншену и так далее.
Теперь перейдём к внутренним факторам, влияющим на органический трафик. Очень важный показатель — Crash Rate. Что это такое? Это вылеты из приложения, когда пользователи сталкиваются с зависаниями или вылетами самого приложения.
Это очень важный момент. Я прошу доступ в консоль и смотрю, что происходило с этими значениями перед тем, как взять продукт в работу. У меня есть одна история, немного отойду от темы. У одной из игр был органический трафик, и ребята сделали апдейт, но не следили за предупреждениями в консоли, что у нас выше медианы. Где-то через месяц или два они из 300 установок в сутки потеряли почти всё. Прошло, наверное, 9 месяцев, они переезжали, делали трансфер на другой аккаунт, но ничего не помогло. Поэтому за этим лучше следить.
Если вы берёте проект в работу, то нужно понимать, что вы будете работать с ASO — текстовым, графическим. И возможно, к вам будут претензии, что нет никакого роста, а причина совсем не в этом. На этот показатель лучше обращать внимание, и дабы избежать непонимания, лучше не брать такие проекты, пока ребята не исправят эти показатели.
Какие ещё показатели могут влиять на ASO? Это, например, данные из консоли, что приложение массово удаляют. Это тоже сразу сигнал для Google, что с приложением что-то не так, и позиции сразу начинают проседать. Низкий ретеншн? Здесь всё понятно. Плохой рейтинг? Тут тоже всё очевидно. Если проект получает большое количество единиц — аномально, например, проект чувствовал себя нормально, но через какое-то время начал получать много плохих оценок.
Когда вы берёте проект, обязательно проверяйте такие моменты. Например, заказчик пришёл с запросом: у нас было много, а стало мало. Вот эти четыре пункта нужно внимательно проверить, и, скорее всего, это и будет причиной, почему приложение стало проседать.
Растим проект. Мы уже говорили о текстовом и графическом ASO. К примеру, мы выбрали две страны, оптимизировали приложение и начали получать какой-то органический трафик. Что делать дальше? Что можно сделать для приложения, чтобы его немного “подтолкнуть”?
Первое, что мы можем сделать, — это расширить количество языков, на которые сделано ASO. Например, мы сделали четыре языка, и у нас пошёл трафик, но мы не стали переводить на другие языки, считая, что там слишком мало трафика. Теперь, когда основная работа выполнена, можно двигаться и туда.
Если взять много языков и сделать под них ASO, то по крупицам можно получить дополнительные установки. Если это большой объём, то можно получить столько же, сколько приносит основное гео. Таким образом, если вы уже не знаете, куда двигаться дальше, идите на расширение количества языков.
Второй метод — это анализ эффективности прошлых итераций. Здесь всё просто. Иногда, когда я даю метаданные, заказчики спрашивают: “Почему у нас ядро из 500 слов, а мы используем намного меньше?” Семантическое ядро собирается полностью из релевантных ключевых слов именно для того, чтобы в дальнейшем их использовать для следующих итераций. То есть иногда, к примеру, в App Store по какой-то причине не индексируется определённый ключ. Либо мы его поставили в заголовок, но он не приносит установок, хотя сервис показывал, что там много трафика, и мы стоим, к примеру, в топе. Вот здесь мы как раз начинаем перебирать, делать одну итерацию, затем вторую. В общем, это хорошая практика — итераций может быть много, в зависимости от продукта.
Это особенно касается App Store. В Google Play итерации лучше делать реже, потому что можно всё сломать. Если в App Store можно проводить итерации каждую неделю, отслеживая, как себя ведёт приложение, его индексация и позиции, то в Google Play я рекомендую внедрять метаданные понемногу. Самое чувствительное — это заголовок. Если его поменять на проекте с большим трафиком, можно потерять всё. Поэтому подход должен быть постепенным: сначала менять полное описание, потом короткое, и так далее.
Если сразу изменить всё, сложно понять, что привело к увеличению или падению трафика.
Третий метод — это работа с графикой. Здесь всё просто: постоянно ищем хороший комплект скриншотов, проводим A/B-тесты и увеличиваем конверсию из просмотра в установку. На этом, наверное, всё.
Далее не самая моя любимая тема. Я всегда рекомендую всем пользоваться белыми методами. Да, они достаточно долгие, и все хотят получить результат сразу. Мы как раз поговорим о минусах серых методов. Не всегда заказчики или команды готовы использовать белые методы, таких компаний много, и это хорошо. Но есть ниши, где все используют серые методы, и здесь нет выбора: либо работать так же, либо отказаться от продукта.
Закупка отзывов. Плюс тут очевиден — повышение конверсии, но есть и минус: такие методы закупки отзывов имеют очень низкую “приживаемость” как в Google Play, так и в App Store.
Какие риски? В App Store велика вероятность получить письмо от Apple за управление рейтингом и репутацией. Сначала вас не удалят полностью, а пришлют предупреждение. Обычно индексация пропадает по определённым ключевым словам, а иногда по всем.
Здесь у нас такой момент, что мы теряем полностью всю органику, и это длится иногда две недели. У меня был один продукт, и мы ждали возвращения ключевых слов два месяца. Всё вернулось на те же позиции, как правило, ну, по крайней мере, в моём опыте было именно так. Но были и случаи удаления приложений. Поэтому, если продукт хороший, я не рекомендую закупать отзывы в App Store.
Что касается Google Play, здесь всё гораздо проще. В Google Play приживаемость отзывов такая же низкая, но у меня не было ни одного случая, чтобы приложение удалили. То есть присылали письмо с предупреждением о манипуляциях с рейтингом и отзывами, но удалений не было. Тем не менее у моих коллег были случаи, когда приложение попадало на проверку — видимо, был сигнал о том, что что-то происходит с рейтингом.
Чаще всего подобные проблемы возникают с молодыми продуктами, когда у них ещё нет органики, а затем резко начинают появляться отзывы. И здесь ещё важно упомянуть про конверсию: чтобы оставить отзыв, пользователь должен установить приложение. App Store, скорее всего, сравнивает это с медианой в категории и видит, что у нас резко взлетает конверсия. Наверное, у них есть инструмент, который сразу передаёт это ревьюерам, и они уже потом присылают письмо. Иногда могут запросить звонок и так далее.
В Google Play всё очень просто: если они начинают проверять приложение и что-то не соответствует гайдлайнам, его могут удалить сразу. Такие риски есть, но на моей практике это было очень редко. Возможно, был один случай, но сложно сказать, был ли он связан с отзывами. Продукт чувствовал себя нормально два-три года, затем начали закупать оценки и отзывы, и начались проблемы. У коллег это распространённая ситуация, поэтому я рекомендую не рисковать.
Мотивированный трафик.
Это очень популярная штука. Сразу повышаем видимость мобильного приложения. Плюс в том, что можно попасть в топ сразу. Но если продуктом никто не занимался по белым методам, не делали тестов, не тестировали метаданные, не подбирали релевантные ключевые слова — это не имеет смысла. Мы сразу заливаем мотивированный трафик, на следующий день встаём в топ-2, тратим бюджет и через пару дней начинаем откатываться на те же позиции, где и были.
Ещё один минус — перегрев ключевых слов. Это чаще всего встречается в детских развивающих играх: все ключи перегреты. Тратим пару тысяч долларов, становимся в топ, а результата нет. Эти ключи оказываются “пустышками”. Такие случаи бывают, и это большой минус. Аналитика может показывать одно, но реальная конверсия оказывается низкой, и бюджет уходит впустую.
Похожие риски: исключения из индексации на 2 недели, на месяц, удаление приложения. По Google — это попадание на проверку. Скажу так: они видят мотивированные установки, но ничего не делают. Объясню, почему я это знаю. Один раз у нас не обновлялось количество установок, то есть мы, то ли с 50 000 переходили на 100 000 установок. В общем, в Google Play не отображалось это в консоли, хотя мы уже перевалили это число. Мы написали в Google, и нам сказали, что это серые установки, и они их не зачисляют. То есть они видят этот мотив, но ничего не делают почему-то. Вот такой вот момент.
Здесь, наверное, всё. Я подготовил пару ссылок, которые будут полезны. Это такой небольшой бонус. Это Mobile Upf и Sensor Tower — инструменты, которыми я постоянно пользуюсь. В последнее время меньше пользуюсь Sensor Tower, но тем не менее я использовал его в своей работе, и что-то сейчас использую в большей мере, что-то в меньшей.
Здесь я оставил ссылки на полезные чаты. Прямо рекомендую первую ссылку — это чат для новичков по ASO. Очень хороший, живой чат, там всегда вам ответят на вопрос, если он хорошо задан. Если что-то неясно, там ещё дополнительно спросят. Также есть обобщённый чат, если вы интересуетесь ASO и хотите постоянно быть в курсе. Есть такая выжимка за неделю — ASO новости.
И раз мы говорили о серых или чёрных методах, то есть чат о мотивированном трафике. Здесь, наверное, всё.
Ответим на вопросы.
— Где сейчас сложнее продвигать приложение — в Google Play или App Store?
Сложнее всего продвигать приложение в Google Play.
— В чём причины?
В Google Play у нас есть очень много нюансов — полное описание и так далее. Он смотрит на многие вещи, и с Google Play работать гораздо тяжелее, хотя я очень люблю работу с ним именно из-за этого.
— С какими примерно бюджетами можно успешно продвигать мобильное приложение? Примерная вилка, чтобы ориентироваться, сколько стоит продвижение?
— Речь идёт об ASO, не о рекламе, ведь наша тема — именно ASO. Значит, по бюджету, если это заказ, то в среднем по рынку всё очень разнится. Как и везде, зависит от уровня специалиста. Можно сделать метаданные по одной стоимости и делать множество итераций подешевле, а можно обратиться к специалисту высокого уровня и сделать один раз с последующей повторной итерацией, что будет дороже. Но по итогу непонятно, какой подход будет более эффективным. По одной локализации, наверное, от 100 долларов. В крупных студиях могут брать около 250 долларов за локализацию одного языка, то есть за метаданные. Если брать семь стран, с которых стартуют, то стартовать можно приблизительно с 1000 долларов.
— Как найти первых клиентов на ASO?
— Очень хороший вопрос, многие задаются этим. Важно понять, что, если вы начинающий специалист (джуниор), то хорошей практикой будет написать в каком-то чате, что готовы сделать работу бесплатно, и таким образом набрать портфолио, а затем уже брать за это деньги. Искать клиентов можно на фриланс-площадках. В 2020 году это было проще, сейчас стало чуть сложнее, но вакансий достаточно много. Я упоминал канал, где можно посмотреть ссылки — там много вакансий. Также можно попробовать подать резюме на платформы типа VC.
— Есть ли аналог линкбилдинга для ASO?
Могу сказать, что да, есть. Это проверено не на моём опыте, а на опыте коллег. Они сказали, что это работает, если ссылки качественные, не какие-нибудь там форумы и так далее, и ссылки должны быть с анкором.
Наверное, нужно отталкиваться от того, сколько ссылок на приложение у конкурентов. Здесь есть ещё, скажем так, два момента. Первый момент: на приложение может быть много ссылок, потому что оно действительно популярное, это известный бренд, а не потому что кто-то закупил ссылки. Это можно проверить. Я как раз себе пометил, возможно, в следующий раз с конкретным кейсом. Но я бы не распылялся. Всё же сначала стоит использовать стандартные методы. Если уже всё перепробовали, то можно попробовать закупить ссылки, это работает, но не суперэффективно. Если у нас всё плохо, закупка ссылок не приведёт нас к топу — нужен комплексный подход.
— Расскажите, пожалуйста, об инструментах, которые используете для быстрого сбора семантики.”
— По сбору семантики. Тут есть два сервиса, которыми я постоянно пользуюсь. Есть сервис AS Mobile, он очень хорош для сбора семантического ядра для популярных стран. Можем брать большую семёрку — Франция, Германия, Япония, США и так далее. Есть и страны, которые не так популярны. Почему я называю их непопулярными? Потому что редко приходят запросы на, например, Нидерланды или Филиппины. Поэтому в таких странах лучше полагаться на AS Mobile. Можно использовать, но не стоит полностью доверять ему, потому что могут быть большие расхождения, и вы потратите время, а потом снова будете собирать ядро.
Всё происходит по стандарту. Сначала думаем, как приложение должно быть найдено, записываем все эти ключевые слова. Потом обычно я загружаю в AS Mobile и смотрю, какие подсказки есть. Иногда, когда семантическое ядро очень маленькое, иду в сервис синонимов, чтобы найти что-то интересное и добавить. Также для Google Play я иногда использую Google Картинки: когда вводим ключевое слово, видим теги, и я тоже их использую, проверяю, могут ли они быть интересными и релевантными ключами.
Многие из коллег используют ChatGPT, я не рекомендую, но если таким образом можно собрать большое ядро и хотя бы что-то оттуда использовать, то почему бы и нет. Есть ещё вариант использовать парсеры Google или Яндекса — можно собрать большое ядро, но, как правило, оттуда можно использовать процентов 10. Такой подход.
— Помогает ли наличие веб-версии приложения для его продвижения?
Ну, это скорее всего минус. То есть, если тут просто вопрос неоднозначный. Если это приложение, собранное на webview, то его очень плохо продвигать, и лучше делать сразу нормальное приложение, а не версию сайта. А если речь идёт о веб-версии как о сайте, который является инструментом, то это не минус.
— ASO vs SEO. Какие плюсы и минусы у ASO по сравнению с SEO? Идти ли в ASO или дальше двигаться в SEO?
— Так, это сложный вопрос, но я на него отвечу. На самом деле для меня, так как я только вышел на рынок, переход в ASO был чем-то интересным в том плане, что я мог внезапно начать работать с локализацией на множество языков, и мне приходили очень интересные продукты. Они все разные, и сейчас я говорю, но в целом SEO имеет много недовольных заказчиков уже достаточно давно, и это вина ребят, которые… Ну, если брать IT, то это довольно низкий порог вхождения, и был такой период, что многие ребята насмотрелись плохих YouTube-каналов и начали предлагать свои услуги. И очень много попадалось заказчиков, которые сразу же приходили с недоверием. Они были обозлены, не получили результата. Это был очень сложный и нервный процесс — доказать, что ты действительно будешь работать. Это для меня один из важных моментов спокойствия в работе, и вот в ASO я этого достиг. Мне не нужно доказывать, что я не такой же, как бывшие исполнители. Это очень большая проблема.
Недобросовестные ребята могут испортить любой рынок, и в SEO их много, и до сих пор.
И клиентская SEO для многих уже не такое привлекательное. Вот если брать, многие уходят в свои проекты, в какие-то новые направления, типа ASO, например. Да, вот отличная тема, я считаю. Если кто раздумывает, куда двигаться дальше, мобильные приложения — они с нами навсегда, поэтому это прям непаханое поле.
— Есть ли аналог накрутки поведенческих факторов в ASO, когда вот там что-нибудь покликать, установки, вот эти инсталлы и так далее?
Да, биржи, которые предлагают мотивированный трафик, там ещё можно заказать регистрации, время проведения внутри приложения, также ретеншн на второй, третий, восьмой день — всё это можно сделать.
— Работает это или, как во многих темах, большинство исполнителей просто деньги возьмут, ну, сделают что-то, но эффекта не даст, а только небольшой процент исполнителей даст действительный результат?
А тут как раз поведенческие факторы я не тестировал. Я тестировал только ретеншн, потому что не было, чтобы была регистрация внутри приложений, и, соответственно, переход может быть по каким-то ключевым словам. В Google, к примеру, очень важен ретеншн на второй, третий, восьмой день, потому что он очень чувствителен. И если сразу заказать мотивированные установки по ключевому слову, есть такой момент, что исполнители, которые будут выполнять эти задания, установят приложение, но память телефона не резиновая, и они вас сразу удаляют. Как правило, это очень плохие поведенческие факторы в плане того, что по ключу нашли, установили и удалили. В этом плане я рекомендую всегда на Google Play использовать ботов, потому что это эмуляторы, и приложения в них висят подольше, и, соответственно, я их использую.
Всем спасибо, до новых встреч и увидимся в топе!
+7 937 075 53 42
info@b2b-context.ru
Будни: 10:00 - 18:00
Свяжитесь с нами и мы составим для вас план развития проекта, а так же поможем с выбором специалистов